Характеристика с места работы на сотрудника: как написать, зачем нужна?
В данной статье мы узнаем, как написать характеристику с места работы сотрудника, зачем она нужна и почему для ее предоставления третьим лицам необходимо согласие работника. Расскажем, какие виды характеристик существуют и как их правильно оформить. Посмотрим, кто и в какие сроки должен оформить документ, и почему иногда его могут запросить финансовые организации.
Что такое характеристика на сотрудника?
Характеристика на сотрудника может пригодиться не только в бизнес целях, но и по запросам сторонних организаций, про звонки из банка на работу что спрашивают и как проверяют работодателя, мы уже рассказывали. Такой документ позволяет принимать решения в отношении человека. Характеристика, это официальный документ, характеризующий профессиональные и личные качества работника. Характеристику с предыдущего места работы просят при рассмотрении кандидата на определенную должность. Она может пригодится и переводе на другую должность или при процедуре награждения за особые трудовые заслуги.

Когда приходит соискатель, особенно на ведущие позиции, можно его попросить принести характеристику от работодателя, у которого он ранее работал. Если необходимо сделать запрос самостоятельно, то необходимо взять на это письменное согласие соискателя. Часто бывает, что сотрудников переводят на различные должности, это может быть, как карьерный рост, так и понижение, кроме этого функционал работника может полностью измениться. А данный документ позволит руководителю сделать правильный вывод.
Характеристика может пригодиться при прохождении аттестации, она предусмотрена законодательством для некоторых категорий профессий. Это обязательная процедура для медработников, аудиторов, государственных и муниципальных служащих. Систематически проверяют квалификацию работников опасных производств и руководителей федеральных унитарных предприятий, а, вот, кто такие инфлюенсеры и как они помогают бизнесу, мы уже знаем.
Виды характеристик
Характеристики могут быть внутренние и внешние. Первые необходимы для собственных целей организации. Как правило, это характерно для крупных предприятий. Где руководители не всегда лично знакомы с работниками и не могут оценить их заслуги. Внешние характеристики предоставляются по запросам иных организаций. Чаще всего такие документы запрашивают судебные органы, органы опеки, военкоматы, полиция. Существуют и производственные характеристики. В них содержится информация о профессиональных навыках и достижениях, особое внимание уделяется трудовой дисциплине.


Руководители часто составляют комбинированные характеристики, в них есть описание не только личностных качествах и особенностях социального поведения, но и профессиональных особенностях. Внешние характеристики может, также, запросить банк, случается это нечасто, но, если сумма, которую хочет взять заемщик достаточно большая, то финансовая организация может запросить дополнительный пакет документов. Крупные суммы, как правило, запрашивают при необходимости взять ипотеку.
Некоторые консульские учреждения могут запросить характеристику с работы при оформлении визы, но, честно говоря, на деле никогда с таким не сталкивались. Чаще всего такие документы запрашивают суды, для того чтобы составить общий портрет личности. Органы опеки тоже могут запросить характеристику на родителей или опекунов несовершеннолетнего.
Как правильно написать характеристику?
Для того чтобы правильно написать характеристику на сотрудника необходимо оформить его на фирменном банке организации. Обязательно должны быть указано название организации и ее реквизиты, что такое банковские реквизиты и какие виды существуют, мы уже говорили. Пишут информацию о том, когда сотрудник был принят на предприятие и на какую должность. Если есть профессиональные достижения, то их указывают, а также достоинства и недостатки, если они есть, работника. Цели характеристики тоже могут быть разные, при составлении работодатель должен их учитывать.


Документ обязательно заверяют подписью руководителя и печатью организации. Чаще всего сотрудники получают положительную характеристику, но составить могут и отрицательную. В последней указывают, ошибки, которые в процессе деятельности допустил сотрудник, негативные качества личности, которые он проявлял. Такую характеристику может написать компания, которая по вине работника понесла убытки.
Важно, при составлении характеристики сохранять достоверность и объективность излагаемых фактов. Если сотрудник не согласен с тем, что написал работодатель, но он может оспорить документ в суде. Работодатель в этом случае, обязан будет доказать все факты. Конечно, такие доказательства уже не потребуются, т.к. в вакансии, при негативной характеристике с предыдущего места работы, могут, просто отказать.
Кто и в какие сроки готовит документ?
Работодатель, как правило, самостоятельно составляет характеристику на работника. На сбор информации может потребоваться время. Часто оставлением документа занимаются сотрудники отдела кадров, но они должны заверять свои действия у непосредственного руководителя, ведь в большинстве случаев, характеристику придется подписывать именно ему. Сроки предоставления бумаги работнику указаны в Трудовом кодексе. Так, после письменного запроса сотрудника у работодателя есть три дня на составление документа.


Причем, нарушение сроков может повлечь штрафные санкции, при увольнении сотрудника справку ему выдают последний рабочий день, вместе с остальным пакетом документов, что такое увольнение по соглашению сторон и какие выплаты положены, мы уже говорили. Предоставление характеристики третьим лицам может стать нарушение закона «О персональных данных». Без согласия работника такую информацию могут получать только судебные приставы и банк России, если лицо подозревается в легализации средств, добытых преступным путем.