Назад

Расход бюджета: что это, уровни, структура, процесс учета

В данной статье мы узнаем, что такое расход бюджета, какие уровню существуют, в чем особенность структуры и процесса учета. Расскажем, как правильно спланировать бюджетные расходы, и чес капитальные отличаются от текущих. Посмотрим, что такое программные расходы, на выплату каких обязательств они направляются и почему бюджетные учреждения заключают контракты с исполнителями и поставщиками товаров и услуг только на тендерной основе.

Что такое расход бюджета?

Расходы бюджета могут быть различными, бюджет может быть даже источником финансирования дефицита денежных средств, что такое профицит бюджета, мы уже говорили. Для составления бюджета необходимо знать множество правил и особенностей, недостаточно просто выставить значения доходов и расходов. Все плановые показатели должны быть корректными и реальными. Для его составления привлекают большое количество специалистов. Основная цель государственного бюджета в том, чтобы обеспечивать задачи не только местного самоуправления, но и государства в целом.

При составлении бюджета важно учитывать все расходные обязательства, разграничить полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов страны. Расходы могут быть не только текущими, но и капитальными. К последним можно отнести затраты на инновационную и инвестиционную деятельность, таким образом, эти средства идут на расширенное воспроизводство, которое позволяет создавать или увеличивать имущество, которое принадлежит не только государству, но и субъектам, т.е. муниципальным образованием.

К текущим расходам относят те, которые обеспечивают функционирование органов государственной власти, для них существует специальная классификация. Расходы бюджета могут осуществляться в различных формах, что такое накладные расходы и что в них входит, мы уже рассказывали. Например, на ассигнование на содержание бюджетных учреждений. Необходимо запланировать денежные средства, которые потребуются для оплаты товаров, услуг и т.д., которые по муниципальным контрактам будут выполнять физические или юридические лица.

Уровни расходов бюджета

Уровней расходов бюджета столько же, сколько и органов власти есть в государстве. Мы знаем, что Россия имеет федеративное устройство, что подразумевает наличие субъектов, которые, конечно же, имеют свои расходы, доходы и их бюджеты входят в один большой – государственный. Субъекты имеют достаточно широкие полномочия, но принадлежат к одной финансовой системе и должны подчиняться ее правилам. Обязательно должны производится трансферты населению и т.д. Если расходы не на чрезвычайные ситуации, то их еще называют программными.

Программные расходы направлены на финансовое обеспечение целей и задач государственной политики в определенной сфере. Непрограммные обязательства – это те, которые не включены в государственные программы по социальным выплатам, обеспечение деятельности органов государственной власти. В бюджет включены и условно утвержденные расходы, их размер не должен превышать 2,5 процента от общего объема расходов. Причем, при распределении расходов и отнесении их в какой-либо бюджет, обязательно учитывается в каком именно звене системы расходование средств будет сопровождаться наиболее рациональной и эффективной реализацией полномочий власти.

Финансирование расходов тоже бывает различным, зависит оно от сложности решаемых задач. В России бюджетные средства предоставляются в виде ассигнований, которые используют для содержания бюджетных учреждений. Средства на оплату товаров и услуг тоже предоставляются из государственного бюджета. В настоящее время все работы и услуги оказываются на основании контрактов, которые заключаются с юридическими, реже физическими, лицами.

Структура расходов бюджета

Структура расходов бюджета зависит от направления его использования, что такое бюджетное устройство его основы и принципы, мы уже разбирали. Так, бывают расходы, которые отличаются экономическим содержанием, это денежные отношения. Которые возникают у субъектов публичной власти с юридическими лицами, такие отношения могут проявляться через конкретные виды расходов. Но, даже такие расходы нужно планировать на следующий период, потом, на основании предоставленных средств учреждение проводит тендеры, оплату исполнителю производят из выделенных средств.

В настоящее время для обеспечения нужд государственных организаций чаще всего проводятся тендеры, где на конкурсной основе определяют поставщика товаров или услуг. Реже заключаются прямые договора, они могут быть подписаны только в непредвиденной ситуации, например, после того, как сыгран тендер и определен победитель, он не смог в полной мере исполнить свои обязательства, поэтому контракт с ним пришлось расторгнуть.

После этого бюджетное учреждение должно подготовить документы на проведение новых торгов, но это, как правило, занимает достаточно много времени. Во время подготовки документов для нового аукциона услуги должны оказываться, а товары поставляться, поэтому с исполнителем придется заключить прямой договор. В данном случае, бюджетное учреждение может самостоятельно выбрать и договориться с исполнителем.

Процесс учета расходов бюджета

Процесс учета расходов бюджета включает в себя несколько этапов. Самый первый – это процесс планирования, здесь учитываются все задачи, которые должны выполнить учреждения или ведомства за определенный период, здесь есть градация на приоритетные и нет. После того, как плановые показатели утверждены начинается этап их выполнения, здесь важно проводить мониторинг поступления и расходования средств и рентабельность что это такое и как ее рассчитать, мы уже говорили, их использования, контроль очень важен, ведь это позволит своевременно выявить проблемы и вовремя найти пути их решения.

Контроль и анализ реальных показателей позволяют сказать о правильности учета расходов, провести аналитику эффективности использования предоставленных денежных средств. По окончании периода обязательно сдается отчетность, что позволяет сделать процесс прозрачным и заниматься планированием следующих этапов. Для эффективного учета расходов применяют различные методы и инструменты, в том числе, бухгалтерский и управленческий учеты, компьютерное моделирование, аудит и т.д.