Назад

Окупаемость бизнес-проекта: как оценивать и считать?

В данной статье мы узнаем, что такое окупаемость бизнес-проекта, как ее правильно оценивать и считать. Расскажем, чем отличаются показатели рентабельности от окупаемости, как их правильно рассчитать и связаны ли они между собой. Посмотрим, в чем особенность статического метода расчета окупаемости, почему данные могут получится неточными, а точка неубыточности значительно сдвинуться и почему для определения окупаемости сложных проектов стоит применять динамический способ.

Что такое окупаемость бизнес-проекта?

Написание бизнес-проекта, что такое финансовый план и в чем его преимущество, мы уже рассказывали, с целью определения его окупаемости, очень важная задача для предпринимателя. Некоторые считают, что планирование развития бизнеса «до мелочей», это для тех, кому нечего делать. На самом деле это важная часть успешной деятельности. В большинстве случаев бизнес создают для получения дохода, а для того чтобы понять, прибыльное дело или нет, необходимо сравнить показатели с идеальными или плановыми. Но просто плановых цифр недостаточно, необходимо определить сроки их достижения.

Время, за которое «отобьются» вложенные средства, это очень важный показатель, причем, не только для владельца предприятия, но и для инвесторов. Даже при открытии небольшого бизнеса необходимо составить бизнес проект и план. Бизнес план должен иметь определенную структуру, формулы и обоснования, только в этом случае все будет прозрачно. Основные значения, которые необходимо включить в любой план – расходы. Например, для того чтобы небольшой магазин следует учитывать стоимость аренды помещения, закупку товаров, формирование складских остатков и т.д.

Ремонт, обустройство помещения, закупка необходимого оборудования и многое другое, представим, что при расчетах на старт должно уйти не менее 1 миллиона рублей. Второй важный показатель – размер ежемесячной прибыли, она, например, 100 000 рублей в месяц. Но, есть еще и ежемесячные расходы, такие, как выплата заработной платы сотрудникам, авансов какая это часть зарплаты и как выплачивается, мы уже говорили, закупка новых товаров, проведение рекламных акций, допустим, что на все это потребуется 50 000 рублей. Для того чтобы оценить окупаемость нужно разделить сумму вложений на чистую ежемесячную прибыль. Так, если вложенный на старте миллион разделить на 50 000, то получится, что окупаться проект будет около 20 месяцев.

Как окупаемость связана с показателем рентабельности?

Окупаемость бизнеса, это понятие, которое прочно связано с показателями рентабельности. Оба значения отражают финансовую эффективность, но аспекты для них выбирают разные. Так, окупаемость, это временной период, по прошествии которого бизнес начнет приносить доход, т.е. все затраты будут перекрыты. Рентабельность показывает, на сколько успешно используются ресурсы для получения прибыли. Указывают ее в процентном соотношении, это будет та часть выручки, которая остается в виде прибыли, после вычета всех затрат.

Допустим, что есть бизнес проект, который требует вложений в размере 2 миллиона рублей. Приносит прибыль 500 000 в год, получается, что срок его окупаемости составит 4 года. А вот рентабельность, в данном случае составит 25 процентов, этот показатель очень хороший и означает, что проект является эффективным. Чем быстрее окупаемость, тем выше рентабельность, на что всегда обращают внимание инвесторы.

Часто начинающие предприниматели путают такие понятия, как окупаемость и точка неубыточности. Но это разные показатели, первый говорит о том, за какой промежуток времени вложенные средства или инвестиции что это такое и куда инвестировать, мы уже говорили, вернуться за счет полученных доходов. А точка безубыточности применима для определения необходимого объема продаж или производства для покрытия затрат, без получения прибыли или убытков.

Статический метод расчета окупаемости

Существует статический метод расчета окупаемости, он не учитывает влияние процессов инфляции. В РФ показатели инфляции за год достаточно высокие, поэтому этот метод подходит только для составления приблизительных расчетов. Кроме этого, сложные вычисления с прогнозами инфляции не потребуются для составления бизнес плана для простых проектов и инвестиций. Поэтому этот метод можно использовать для проектов, где вложения необходимы только на самом первом этапе, а дополнительное финансирование не потребуется.

Кроме этого, статический метод расчета окупаемости применим в проектах, где доход поступает примерно равными долями или суммами, или только в конце отчетного периода. Формула расчета очень простая. Нужно просто все планируемые вложения разделить на ежемесячную прибыль. Данный расчет можно применить при сравнении нескольких проектов, если у них не отличаются сроки исполнения или существования. Так, если есть два варианта вложить деньги в десятилетние облигации.

Знать срок окупаемости важно для того, чтобы понять, через какое время бизнес проект будет приносить прибыль, а вложения начнут себя оправдывать, а не отбивать. Важно проводить анализ сразу нескольких показателей перед любым стартапом, при этом, учитывают финансовую, инвестиционную и операционные активности. Минус использования данного метода в том, что он не дает возможность учесть дополнительные затраты или риски, он больше поход на идеальную модель, когда прибыль поступает равными долями, но, на практике так получается редко.

Динамический метод расчета окупаемости

Динамический метод расчета окупаемости более сложный и требует системного подхода, в данном случае не получится просто разделить затраты на планируемую прибыль. Так, если вложить миллион рублей в дело на 10 лет, необходимо понимать, что через это время миллион «стоит» намного меньше. Определить это просто, нужно сравнить, что можно было купить на миллион десять лет назад, а что можно купить сегодня, таким образом, деньги тоже могут терять свою стоимость, на что оказывает влияние инфляция.

С учетом процессов обесценивания денежных средств, точка невозврата будет в тот момент, когда доход достигнет суммы изначальных вложений, причем, необходимо это значение умножить на инфляцию за прошедший период. Кроме этого, бизнес всегда требует дополнительных затрат, а не только тех, которые планируются на этапе старта, поэтому и срок окупаемости будет увеличиваться.