Назад

Наценка: что это такое и как ее посчитать?

В данной статье мы узнаем, что такое наценка, как ее посчитать так, чтобы не обанкротить предприятие и не потерять целевую аудиторию, а даже привлечь больше потребителей. Расскажем, какие показатели необходимо учитывать при расчете ценообразования и почему важно определить эластичность рынка и платежеспособность покупателей. Посмотрим, какие составляющие входят в наценку и почему не стоит путать этот показатель с маржинальностью.

Наценка: что это?

Наценка, это то, без чего не обходится ни один товар, что такое трансфертное ценообразование, мы уже рассказывали. Продажа товара, продуктов и т.д. это бизнес, основная цель которого, получение прибыли, а о ней не может быть и речи, если просто продавать товары по себестоимости, а вот, надбавка к себестоимости, это и есть наценка. Без нее невозможно формирование адекватной, ликвидной стоимости, которая выгодна обеим сторонам и продавцу, и покупателям. Некоторые ее называют маржа, но, на самом деле, не стоит путать эти понятия, они, все же, немного разные. Наценка применима, когда мы рассматриваем ценообразование в контексте закупочной цены.

А значения маржинальности показывают, на сколько эффективно была проведена работа. Но, значения наценки и маржи тесно связаны между собой, так, при увеличении первой, будет расти и вторая. Для определения прибыльности предприятия используют оба значения. При этом дол чистой прибыли отражается в показателях маржинальности, а превышение стоимости товара над его себестоимостью в процентном выражении будет показывать наценка. Все эти данные используются при расчете рентабельности бизнеса.

Конечно, чем больше этапов проходит товар или услуга, тем выше будет в итоге наценка для конечного потребителя. Так, производитель выпустил продукт, рассчитал его себестоимость, добавил свою наценку для того, чтобы продать его в оптовый сегмент. Оптовики должны его перепродать розничным точкам, но, ведь они тоже несут расходы, связанные с хранением и доставкой товара, да и суть их работы в получении заработка, поэтому добавляется еще одна наценка. При поступлении товара в розничную точку, последняя тоже выставляет свою наценку, в итоге, на полке потребитель видит продукт, в котором все уже все сделали свои наценки.

Виды наценки

Видов наценки существует несколько, все они предусмотрены бюджетом организации, что такое расход бюджета его уровни структуру и процесс учета, мы уже обсуждали. Базовая отличается тем, что способна обеспечить доход при продаже одной единицы товара. Надбавка к базовой стоимости товара называется дополнительной наценкой. Потребность в ней определяется дополнительными требованиями покупателя. Дилера и посредники тоже создают свою наценку, посредническую, ведь они тоже рассчитывают, как получить прибыль за свою деятельность. Определение стоимости товара, процесс очень важный, здесь учитывают не только постоянные, но и переменные расходы компании.

Для сохранения рентабельности бизнеса и конкурентной цены необходимо постоянно заниматься мониторингом рынка и отслеживать финансовые показатели, например, валовую прибыль, рентабельность и финансовую прочность. В данном случае, важны и показатели маржинальной прибыли. Она покажет, сколько денег получило предприятие от продажи товаров или услуг, она представляет собой разницу между выручкой и переменными расходами.

Выручка, это деньги, которые бизнес зарабатывает в результате своей деятельности. Переменные расходы, это изменчивая переменная, зависит от объемов продаж. К таким относят затраты на закупку сырья и материалов или логистические издержки. Маржинальность не показывает, на сколько эффективна деятельность. Рассчитывается она по простой формуле, когда маржа делится на показатели выручки и умножается на 100 процентов. Она поможет определить, сколько прибыли содержится в каждом заработанном рубле.

Как рассчитать размер наценки на товар?

Для расчета наценки на товары или услуги необходимы значения конечной цены, возьмем в качестве примера розничную цену, из которой необходимо вычесть себестоимость, все это делится на себестоимость и умножается на 100 процентов, в этом случае получится наценка в абсолютном значении, но на предприятиях оно используется редко, чаще оперируют относительными показателями в процентном соотношении, что дает возможность проводить сравнительную аналитику с другими значениями.

Так, если товар на полке стоит 100 рублей, а его себестоимость 50, то абсолютное значение – это 50 рублей. А, вот, если 50 разделить на 50 и умножить на 100 процентов, то получит относительный показатель наценки. Он может, кстати, превышать и 100 процентов, а вот маржа не может выйти за этот предел. Дело в том, что она всегда имеет соотношения с закупочной ценой и показывает, на сколько была увеличена конечная стоимость товара, в отношении начальной.

В наценку входят разные составляющие, определяющим будет сфера и стратегия ведения бизнес процессов. Многие руководители предприятий стараются найти выход в том, чтобы установить цены, которые позволяют зарабатывать, но не снижать спрос на товар. На данном этапе главное не допустить ошибки. Так, начинающие предприниматели стараются привлечь покупателей только демпинговыми ценами, цели способы плюсы и минусы демпинга, мы уже обсуждали. В данном случае продажи могут увеличиться, но прибыль будет минимальной, да и аудитория, которой важно, например, качество товаров, не обратят внимание на предложения, стоимость которых подозрительно ниже рынка, ведь это может говорить о низком качестве товаров.

Что влияет на процент наценки?

Множество факторов влияют на процент наценки, причем, это как внутренние особенности организации, так, и влияние рынка на ценообразование. Торговая наценка должна давать возможность не только покрывать все издержки, но и обеспечить владельца хорошей прибылью. Основная цель установить цены, которые на долгое время обеспечат максимальный суммарный размер маржи. Но, при этом необходимо учитывать и платежеспособность целевой аудитории, база постоянных покупателей должна формироваться.

Для того чтобы правильно установить цены, и не потерять прибыль или покупателей, проводят аналитику конкурентов, рыночную ситуацию, определяют эластичность спроса, разрабатывают предложение дополнительных сервисов, обращают внимание на платежеспособность потребителей. В этом случае для каждой товарной категории лучше назначить отдельную наценку и проанализировать влияние установленного уровня маржи на продажи и чистый доход.