Назад

Каким образом можно пожаловаться в ЦБ РФ на банк?

В данной статье мы посмотрим, каким образом можно пожаловаться в ЦБ РФ на банк, его незаконные и противоправные действия, а также на необоснованные отказы в переводе денежных средств и открытии счета для бизнеса. Рассмотрим, как правильно составить жалобу и какие сведения необходимо указать. Узнаем, что делать, если после рассмотрения комиссией жалобы получен отрицательный ответ.

На какие действия банка можно пожаловаться?

Про то, на какие действия банка и куда можно пожаловаться, мы уже знаем, один из вариантов — в ЦБ РФ, мы уже рассказывали, остановимся подробнее на этом вопросе. Для начала напомним, что ЦБ РФ – публичный правовой институт, который имеет особый статус на территории России. Это Главный банк, можно сказать банк Всея Руси, задачи которого в поддержании финансовой сферы страны, эмиссии денег, регуляции кредитно-денежных отношений. Организация работает в плотном взаимодействии с Правительством РФ и вырабатывает единую государственную денежную и кредитную политику.

Центральный банк обладает эксклюзивными полномочиями на регулирование деятельности банков и иных финансовых и кредитных организаций. Выпуском денежных знаков заниматься может только данный публично-правовой институт, свою историю он начал еще в середине 19 века, но полномочия и функции на начальном этапе значительно отличались от современных. Центральный банк в России имеет уникальный статус, он не является органом государственной власти, не входит ни в одну структуру, но полномочия имеет огромные, в том числе и в области законодательства.

Организация оказывает очень сильное влияние на жизнь всех россиян. От принятых решений часто зависит финансовое благополучие всей страны, своим влиянием на инфляционные, что такое гиперинфляция и чем она опасна, мы уже знаем, процессы Главный банк способен регулировать даже инвестиционную привлекательность российских производств и проектов. РФ огромное государство, экономическая и финансовая сферы которого не могут обойтись без подобного финансового регулятора.

Способы подачи жалобы

Способы подачи жалобы в любые инстанции на кредитные организации указаны в инструкции, которую выпустил ЦБ РФ. Напомним, что именно Главный банк страны выдает или забирает лицензии на осуществление банковской деятельности, поэтому строго контролирует все процессы, которые происходят в кредитных организациях, выдвигая в отношении них определенные требования, которые все должны неукоснительно соблюдать.

Компании могут жаловаться даже на то, что банк отказал им в счете или переводе.  Жалобы поступают в ЦБ РФ, поэтому в 2018 году была выпущена инструкция, которая регламентирует как правильно подать жалобу. Как правило, банки всегда отказывают бизнесу в сотрудничестве, если есть подозрения на то, что деятельность компании подходит под действие ФЗ 115 «О противодействии легализации дохода, полученного преступным путем». Если компания считает, что такой отказ не обоснован, то вполне может отправить жалобу в ЦБ РФ.

Схема может выглядеть следующим образом. Организация пытается перевести несколько миллионов рублей на счет физического лица. Конечно, банк в подобной операции откажет. Бизнес отправляет запрос в банк о том, что подозрения не имеют под собой оснований, в подтверждение к чему прикладывает необходимые документы. Если после этого банк не откроет возможность проведения операции, можно обращаться в Центробанк РФ. В ЦБ РФ можно пожаловаться, если взломали банковскую карту и что делать не понятно, а банк не реагирует на сигналы, но такое случается крайне редко.

Как правильно составить жалобу?

Как правильно составить жалобу, для того чтобы решение по ней было принято положительное. В форме, которую предлагает ЦБ РФ есть пункты, которые обязательны к заполнению, а есть и те, которые можно пропустить. Индивидуальные предприниматели должны указать данные, в том числе и адрес проживания и регистрации, также необходимо приложить копию паспорта и регистрационный номер записи о регистрации (ОГРНИП).

При подаче жалобы от организации необходимо указать ИНН и адрес регистрации, номер счета как узнать банк по его номеру, мы уже рассказывали. Обязательно указывается размер уставного капитала и коды, которые присвоены по виду деятельности. Кроме этого необходимо указать количество сотрудников, которые находятся в штате и сумму фонда оплаты труда за последние полгода. Если организация занимается внешнеэкономической деятельностью, то необходимо приложить документы, доказывающие этот факт, например, паспорт сделки.

Потом подробно рассказываем о причинах, которые побудили нас жаловаться на действия банка. Название банка пишем обязательно, равно как и дату, когда получен отказ на проведение операции перевода денежных средств. Обязательно нужно приложить документы, которые доказывают необоснованность отказа. В жалобе запрещено указывать недостоверную информацию о компании, запрещено использовать нецензурные выражения.

Что делать, если ЦБ не решил проблему?

Что делать, если ЦБ не решил проблему после рассмотрения ее специальной комиссией. Все жалобы рассматриваются именно ей, в состав комиссии входят шесть человек – два от Росфинмониторинга, четыре от ЦБ РФ. Рассмотрение производится около месяца, сначала уполномоченные лица анализируют жалобу и запрашивают у банка причины отказа. На этот этап уходит до 20 дней. После чего комиссия готовит свой ответ организации, которая инициировала жалобу. Ответ приходит так же, как был отправлен запрос – сайт ЦБ РФ или почтой.

Решение комиссии пересмотру не подлежит. Следующая инстанция – только судебное решение спора. Причин для обращений может быть огромное количество не только у бизнеса, но и у физических лиц:

  • банк изменил договор в одностороннем порядке;
  • выдали кредит или заем без проверки и подтверждения личности;
  • нарушены права должника в процессе взыскания просроченной задолженности;
  • банк отказывает в выдаче договора в бумажном виде на руки;
  • навязаны дополнительные услуги;
  • дополнительные услуги подключены без ведома заемщика;
  • отказано в обслуживании без причин.

Скажем сразу, что как только банк поймет, что действия сотрудников, в том числе и колл-центра, почему банки заменяют сотрудников колл-центра роботами, мы уже знаем, довели потребителя до жалобы регулятору, большая часть вопросов будет решена незамедлительно.