Электронная подпись: что это, виды, зачем нужна ЭП?
В данной статье мы узнаем, что такое электронная подпись, какие ее виды существуют и чем отличаются. Расскажем, какие ЭП больше защищены от посягательств мошенников и на каких носителях они должны храниться. Посмотрим, для чего нужна электронная подпись, кто ее выдает, какой срок ее действия и как правильно пере выпустить.
Что такое электронная подпись?
Электронная подпись стала практически неотъемлемой часть любого совершения сделок и не только в рамках осуществления предпринимательской деятельности, но и если заработать на акциях есть возможность. Без нее не обходятся даже сделки с недвижимостью у физических лиц, но обо всем по порядку. Все больше сделок проходит через интернет. Даже такой популярный сайт, как Госуслуги, при регистрации аккаунта выдает пользователю право электронной подписи, но только при условии предоставления полной и достоверной информации, для ее подтверждения можно воспользоваться даже приложение сбербанка.
Есть много противников и сторонников электронного документооборота в бизнесе, но никто не может поспорить, что он значительно облегчает жизнь и сдачу отчетности даже для бухгалтерии. Да, многие считают, что хранить документы в бумажном виде более надежно, что здесь не может быть технических сбоев. А вот некоторые ведут документацию в электронном виде, но параллельно важные моменты оставляют храниться и в бумажном варианте. Кончено, последние несколько лет научили почти весь мир решать проблемы и вести бизнес удаленно.
В этом есть плюсы, ведь все документы можно подать и собрать в электронном виде, что значительно может сэкономить время на ожидании в очередях и т.д. Но, с увеличением роли интернета в нашей жизни, растет и количество мошенников, которые легко могут получить необходимую им информацию, о том, как защитить себя от незаконного оформления кредита без вашего согласия, мы уже говорили. Для того чтобы обезопасить пользователей и были введены электронные подписи, своего рода идентификатор личности, т.к. каждая является уникальной.
Виды электронных подписей
Видов электронных подписей несколько, они могут быть как простыми, так и усиленными, последние, в свою очередь могут делиться на неквалифицированные и квалифицированные. Разница лишь в степенях защиты каждой из них. Простая электронная подпись включает в себя минимальный набор данных для подтверждения личности, они применяются при регистрации практически на каждом сайте. Как правило, многие используют СМС подтверждение банковской операции при покупке или введение логина и пароля при входе на некоторые ресурсы.
Получают простые ЭП автоматически при регистрации, реже в удостоверяющем центре, юридическую силу такая подпись имеет только в случае прямого указания закона или при соглашении сторон. Повышенной защиты документа с ней не будет, да и храниться она может на любом носителе. Такие применяются в банковских приложениях, на сайте Госуслуг или при регистрации на сайте Почты России. Усиленная неквалифицированная подпись используется в таких приложениях, как Госключ и в кабинете ФНС. Она уже имеет определенную степень защиты.
Квалифицированная усиленная ЭП приравнивается к собственноручной подписи, таким образом, имеет с ней равную юридическую силу. Получить ее можно в аккредитованном центре, оформляется она бесплатно для руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Храниться такая подпись под усиленной защитой на специальных токенах, применять обычные флэш-карты для нее получится.
Для чего нужна электронная подпись?
Электронная подпись используется как аналог личной подписи, представлена она паролями, знаками и символами, которые находятся в зашифрованной форме. Увидеть ее невозможно, но именно она способна подтвердить не только подлинность документа, но и личность своего владельца. Используются ЭП не только организациями и индивидуальными предпринимателями, но и физическими лицами, часто мы даже не замечаем, как это происходит. Получить ее можно в аккредитованных удостоверяющих центрах – для физических лиц.
Бизнес получает ее чаще всего в ФНС. Используются электронные подписи для физических лиц при использовании сайта Госуслуг. Если сотрудник работает удаленно и пересылает работодателю документы, они тоже подписываются электронной подписью. Бизнес применяет ЭП для составления электронных заявок на получение патента, а о том, как лицензию для ведения деятельности ИП и ООО, мы уже говорили, совершения сделок с собственностью, документооборот с партнерами и государственными органами тоже требует существования электронной подписи.
Алгоритм работы ЭП на самом деле, не такой сложный, как кажется с первого взгляда. Для простых видов это логин и пароль, смс оповещение или код из смс. Для того чтобы создать усиленную ЭП применяют криптографию. Для работы с подписью на компьютере необходимо установить программное обеспечение, возможно, могут потребоваться различные расширения и плагины.
Как получить электронную подпись?
Для того чтобы получить электронную подпись для юридического лица или индивидуального предпринимателя нужно обратиться в ФНС, именно здесь выдадут квалифицированную ЭП. Руководителям организаций это не будет стоить ничего, но придется приобрести токен, который прошел сертификацию ФСБ. Срок действия сертификата на подпись действует 12 месяцев, после этого ЭП придется продлить, сделать это можно как лично, так и удалено. Предприниматели могут использовать личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Если у заявителя изменились паспортные данные, то продлять подпись нужно будет лично. При удаленном продлении записать новую ЭП можно только на тоже носитель, на котором находилась предыдущая. ФНС для руководителей организаций может продлить на 15 месяцев. А удостоверяющие центры не более, чем на 12 месяцев.