Бюджетный процесс: что это, участники, стадии и этапы процесса
В данной статье мы узнаем, что такое бюджетный процесс, какие участники в нем есть, какие стадии проходит его создание и в чем особенность каждого этапа процесса. Расскажем, какими специфическими признаками отличается бюджетный процесс и на какие принципы необходимо опираться при его создании.
Что такое бюджетный процесс?
Бюджетный процесс включает в себя множество действий, это не только его составление, но и утверждение и рассмотрение, что такое бюджетное планирование субъекты основы и организацию, мы уже разбирали. Все это регламентируется законодательством, ему подчиняются не только органы государственной власти, но и местного самоуправления. Бюджетирование важно использовать не только в государственных организациях, но и на коммерческих предприятиях. Оно позволяет не только составить план развития, но и контролировать его на всех стадиях. Для этого важно, чтобы все значения были реальными, а поставленные цели четкими.
Основная задача бюджетного процесса – реализация и оптимизация системы управления, что позволит контролировать экономические ресурсы, их получение, расходование и рационализацию использования. На самом деле, для достижения поставленных показателей недостаточно просто подставить цифры в графы, как представляют многие, необходимо изучить больший перечень вопросов, в том числе распределение и перераспределение экономических ресурсов.
Бюджетный процесс длится непрерывно, начинается он с разработки, потом переходит на рассмотрение уполномоченными лицами, в некоторых компаниях обязательно участие в его составлении всех подразделений и сегментов, что позволяет провести более тщательный анализ. После рассмотрения бюджетные проекты визируются или утверждаются. На последнем и самом длительном этапе происходит воплощение плановых показателей в жизнь, такой составляют и коммерческие организации, например, акционерные общества что это такое и как работает, мы уже говорили.
Задачи бюджетного процесса
Основные задачи бюджетного процесса могут быть масштабными в рамках государства, например, выявление материальных и финансовых резервов страны, менее масштабными, но такими же важными в рамках одного региона или муниципального образования. Расчет доходов и расходов, а значит и прибыли тоже помогает определить бюджетный процесс. При формировании государственного бюджета важно его соответствие местным социально-экономическим программам.
Участников бюджетного процесса, на самом деле, очень много, на уровне страны в этом принимает участие даже глава государства, не обходится он и без органов законодательной и исполнительной власти. Все крупные финансовые организации, в том числе, системообразующие банки тоже являются активными участниками. Средняя продолжительность бюджетного процесса – 3,5 года, именно этот отрезок времени называют бюджетным периодом. Существует еще понятие бюджетного года, но не всегда он совпадает с календарным и может начинаться с марта.
Начало бюджетного процесса в государственных масштабах начинается с послания Президента РФ. Окончательный документ должен содержать прогноз социально-экономического развития страны на следующий год. Рассматривается здесь и налоговая политика в рамках субъектов РФ, обязательно уделяется внимание развитию муниципальных секторов экономики.
Этапы бюджетного процесса
Основные этапы бюджетного процесса проходит любой подобный документ. На первом этапе его необходимо составить. Если это в рамках коммерческого предприятия, то для этой работы лучше привлечь все подразделения, чтобы согласование бюджета происходило не только по вертикали, но и горизонтали, так можно будет получить более четкий документ с реальными, а не выдуманными значениями. На государственном уровне необходимо рассмотреть не только кредитно-денежные факторы, но и налоговую политику, в данном случае тоже стоит принимать во внимание балансовую прибыль из чего она складывается и как рассчитывается, мы уже знаем.
На втором этапе происходит рассмотрение бюджета, в коммерческих организациях документ, как правило, передают на проверку руководителям подразделений или финансовому директору. А вот с государственным бюджетом должны ознакомиться правительство, финансовые и кредитные организации, органы местного самоуправления. Рассмотрение бюджета может длиться до 6 месяцев, после этого он должен быть утвержден законодательно. Рассмотрение плана развития государства на законодательном уровне происходит в нескольких чтениях.
После того, как документ принят, он становится общегосударственным законом. На третьем этапе начинается процесс исполнения. Здесь, как в коммерческих организациях, так и в государстве принимают участие все подразделения, департаменты, отделы и т.д. После сбора доходов начинается работа с расходами, которые тоже были спланированы заранее. После того, как бюджетные средства распределили и период закрыт, можно говорить об отчете по его исполнению.
Признаки бюджетного процесса
Как и любой финансовый или экономический процесс, бюджетный имеет ряд определенных признаков, которые свойственны только ему. Основной признак – четкое соблюдение всех его стадий, так, например, на государственном уровне нельзя просто составить план и без рассмотрения сделать его частью законодательства. Процесс согласования и принятия отменить и обойти не получится. Еще одна особенность в том, что на каждом этапе есть свои цели и задачи, они не могут меняться или игнорироваться.
Так, на стадии составления определяются не только цели, но и способы их достижения. Кроме этого, документ должен быть составлен в строго отведенные сроки, это, кстати, тоже будет одним из признаков бюджетного процесса. Прогноз социально-экономического процесса и налоговых политики обязательно должны присутствовать в государственном планировании. Основные признаки бюджетного планирования в коммерческих организациях зависят от внутренних требований и актов. Как правило, действие законодательства и его требования на них не распространяется.
В составлении государственного бюджета принимает участие и еще один самостоятельный участник – Центральный банк. Именно он занимается разработкой основных направлений кредитно-денежной политики, при этом он должен находится во взаимодействии с Правительством РФ по этому вопросу, но напрямую ему не подчиняется.
Принципы бюджетной системы
Бюджетная система обладает и некоторыми специфическими принципами. Основной из них – соблюдение всех стадий составления плана, их нельзя менять местами, пропускать или нарушать временные рамки. Результатом проведенной работы всегда становится закон «Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета». Каждой стадии присущи свои особенности, цели и задачи. Для правильного составления необходимо сделать прогноз социально-экономического развития государства на выбранный отрезок времени. Основа для составления документа – единство бюджетной системы нашей страны.
Доходы и расходы должны быть разграничены, что такое дебет и кредит, мы уже рассказывали, а сбалансированность всего бюджета возлагается на органы исполнительной власти. Важно, что документ должен быть доступен для ознакомления всем, поэтому в обязательном порядке его публикуют в средствах массовой информации. Важный принцип в том, что все значения должны быть реалистичными и достоверными.