Назад

Бюджетное устройство: что это, принципы, основы

В данной статье мы расскажем, что такое бюджетное устройство страны, на каких принципах оно базируется в РФ, как формируется и какими законами регламентируется. Посмотрим, какая структура у бюджетного устройства России, какую роль в этом играют внебюджетные фонды, и на что направлена их деятельность. Узнаем, как государственное устройство влияет на структуру бюджета.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство РФ отличается своей структурой и определенными взаимосвязями, которые определяют бюджет страны, что такое бюджетный процесс какие участники и стадии, мы уже знаем. В настоящее время система имеет три уровня, они включают не только федеральный бюджет и бюджет государственных вне бюджетных фондов. Но и бюджеты каждого субъекта федерации в отдельности и в совокупности. Основной закон, который определяет принципы бюджета РФ – Конституция. Бюджетное устройство является определяющим для деятельности различных фондов.

Таким образом, Конституция определяет форму государственного устройства Российской Федерации и основные принципы, и права существования ее граждан. В создании и контроле за исполнением бюджета следят органы не только исполнительной, но и законодательной власти. Разработкой законопроекта занимается Государственная Дума, после чего рассмотрение проводится Советом Федерации.

Для того чтобы организовать процесс исполнения принятого документа необходимо участие Министерства финансов, именно в его ответственность входит совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма и разработка программ государственных заимствований. Кроме этого, Минфин проводит разработку правовых актов и инвестиционных проектов, что такое инвестиции какие виды существуют и куда инвестировать, мы уже рассказывали, даже формирование ценовой политики находится в сфере его полномочий.

Основы бюджетного устройства

Основы бюджетного устройства основываются на основных принципах бюджетного устройства РФ. Основной принцип – единство бюджетной системы, в том числе денежной и правовой систем, кроме этого, на территории РФ действуют общие формы документации, да и ответственность за совершенные нарушения для всех одинакова. Еще одна основа бюджетной системы России – разграничение доходов и расходов между бюджетами различных уровней, а также, их самостоятельность, т.к. все уровни власти имеют свой бюджет. Так, помимо федерального у нас существуют еще региональные и местные бюджеты.

Все субъекты РФ имеют равные права в бюджетном законодательстве. Все взаимоотношения между участниками процесса регламентируются законодательством, здесь же утверждается и самостоятельность бюджетов. Кроме этого, они должны подчиняться принципам прозрачности и достоверности. Все расходы и доходы должны отражаться в документе, равно, как и источники их формирования. Кроме этого, вся информация должна предоставляться вовремя, без задержек.

Основа бюджетного устройства РФ – сбалансированность, т.е. расходы не должны превышать доходы. В случае возникновения такой ситуации бюджет считается дефицитным, поэтому необходимо указывать источники их финансирования. Кроме этого, все средства должны использоваться адресно и только по целевым назначениям. Не зависимо от уровня формирования у каждого бюджета должен быть только один счет.

Особенности бюджетного устройства

Основная особенность бюджетного устройства РФ заключается в его децентрализованности, все входящие в систему бюджеты являются самостоятельными, так же сложно, как и семейный бюджет что это такое и каким он бывает, мы уже говорили. В данном случае не действуют даже принципы вертикали исполнительной власти, которые приписаны в Конституции РФ. Именно поэтому Федеральный бюджет и внебюджетные фонды составляются и утверждаются как самостоятельные федеральные законы. Местные бюджеты после утверждения будут выглядеть как правовые акты.

Особое место имеет консолидированный бюджет страны. Он необходим для создания информационной базы о состоянии бюджетной системы в целом и направлениях ее развития. Государственные внебюджетные фонды не входят ни в государственный, ни в местные системы. На самом деле, эти фонды необходимы для реализации конституционных прав граждан, к таким, например, относятся право на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрана здоровья, медицинская помощь, обязательное образование.

Именно поэтому наличие таких фондов позволяет централизованно управлять финансовыми ресурсами, поддерживать стабильность финансовой системы в целом, обеспечивать текущие расходы в социальной сфере. Основной источник формирования бюджета вне бюджетных фондов – обязательные платежи и отчисления юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

Структура бюджетного устройства

Структура бюджетного устройства напрямую зависит от формы государственного устройства, так РФ является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В состав входят субъекты федерации – республики, края, области и края, в том числе и автономные, города федерального значения, в нашем случае их всего два – Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты РФ равноправные, что отражено в главном законе нашей страны – Конституции. Все это отличает РФ от унитарных государств, где все части страны не обладают суверенитетом. Как пример, к таим странам относится Белоруссия, Испания, Польша, Швеция, Великобритания, Франция и т.д.

Федеративное устройство является более сложным, состоят такие государства из территориальных образований, которые имеют определенную самостоятельность в рамках соглашения о разделении полномочий, но все равно их деятельность не должна противоречить общей политике страны, равно как и деятельность в рамках ETF фондов что это виды как правильно выбрать, мы уже знаем. Примером стран с федеративным устройством, кроме РФ, являются США, Германия, Канада, Австрия, Бразилия и т.д.